gototopgototop

«Темные века» истории города

В ходе археологических раскопок городища проводившихся в 50-е, а затем в 80-е годы прошлого столетия фиксировались находки средневековой керамики.

На дне сильно пострадавшей от современных перекопов хозяйственной ямы были крупные фрагменты средневековых сосудов, относящихся к типу так называемых причерноморских амфор с зональным рифлением. Такие амфоры выпускались гончарными мастерскими Херсона и Горного Крыма. Они датируются VIIIIХ вв. Здесь же находились обломки высокогорлого кувшина IХ – Х вв. В. А. Кутайсов датирует заполнение ямы второй половиной IХ – Х вв. Это единственное, как он считает, подтверждение существования какой-то жизни на руинах города.

Сотни вещей, в частности фрагменты глазурованных чаш, происходят из акватории порта. Самые поздние находки относятся к 1-й четверти – середине ХIII века.

Надо полагать, что поселение, существовавшее в это время на месте Керкинитиды, могло принадлежать либо Херсону, что наиболее вероятно, либо хазарам.

Необходимо отметить, что раннесредневековый материал с территории городища в настоящее время отсутствует не потому, что его нет и не было вообще. Дело в том, что территория городища длительное время использовалась жителями сначала Гезлева, а затем и Евпатории в качестве своеобразной «каменоломни». Видимые на поверхности остатки строений разбирались и использовались как при строительных работах в самом городе, так и в постройке в ХVIII – ХIХ вв. помещений карантина. В конце ХIХ – начале ХХ вв. верхние слои на этой территории были нивелированы и таким образом погибли те немногие остатки, которые еще оставались на поверхности и в земле.

На существование на месте Керкинитиды средневекового порта указывает свидетельство арабского писателя Х века Ибн-Росте. Он указывает на расположение здесь «румской (то есть византийской) пристани Карх» (переиначенное «Каркинитида»).

Есть еще одна группа источников, указывающая на существование средневекового поселения на месте Керкинитиды, это средневековые лоции Черного моря ХI – ХV вв., так называемые портоланы.

Так в портолане 1318 года известного генуэзского картографа Пьетро Весконте район современной Евпатории носит название Saline de Crichiniri, правда на карте 1367 года венецианцев Франческо и Доминико Пицигани зафиксировано несколько иное название – Сrirenicichi. Однако в обоих случаях, несмотря на искажения, явственно звучит знакомое нам имя – Керкинитида. Оно слышится еще отчетливее в названии Сrirechiniti, которое донесла карта Черного моря 1351 года, изготовленная анонимным автором итальянской картографической школы.

Особо отмечу тот факт, что на морских картах ХI – ХV вв. довольно часто встречается топоним Saline. К примеру, на портолане Бенинказы 1474 года этим топонимом отмечено сразу несколько пунктов на северном побережье Черного моря на значительном пространстве от Дуная и до Каламины (нынешнего Инкермана).

Пункт с таким названием зафиксирован и в районе Евпатории. Причем на большинстве известных карт средневековья он помещен в северной части Каламитского залива как раз в том месте, которое соответствует современному Сасык-Сивашскому озеру в окрестностях Евпатории.

Это название явно связано с хозяйственной деятельностью и переводится как «соль», «соледобыча».

Локализация названия Saline на портоланах совпадает с информацией античных и раннесредневековых письменных источников о соледобыче в данном регионе. Надо полагать, что и название Saline de Crichiniri зафиксированное на портолане Пьетро Весконте не только подтверждает эту информацию, но и указывает точное местонахождение населенного пункта, население которого занималось добычей соли, которую затем продавало и отгружало на корабли, следовавшие в различные пункты Причерноморья.

Все эти факты, несмотря на скудость и фрагментарность дают основание утверждать, что в Х-ХIV вв. на месте Керкинитиды существовало поселение.

Кстати, у Михалона Литвина, побывавшего в Крыму в 1542 – 1543 гг., и опубликовавшего трактат «О нравах татар, литовцев и москвитян» есть интересное замечание, указывающее что «Гёзлёв и другие приморские города сохраняли свободу… пока, вот уже около семидесяти лет, не взяты турецким отрядом, с помощью военной силы Константинополя».

Эта информация свидетельствует в пользу того, что еще до турецкого завоевания крымского побережья на месте Евпатории существовал город, который с помощью военной силы был подчинен туркам.

Ведь как справедливо отметили авторы книги «Евпатория», вышедшей в 1979 году: «Иначе трудно понять, как могли турки-османы, захватившие Крым в 1475 г., в непостижимо короткий срок построить на голом месте крепость. Обычно они поступали иначе: восстанавливали старые поселения в местах, удобных для причаливания судов, и превращали их в свои укрепленные пункты».

Так образом имеющиеся письменные, картографические, а также археологический материал из района Керкинитиды позволяет предполагать, жизнь здесь продолжалась в период с позднеантичного античного времени до подчинения Крымского полуострова Турцией, несмотря на опустошительные и неоднократные налеты варварских племен и кочевников в IV – ХIII вв.

В. Заскока.

«Евпаторийская здравница». 28.04.2003г.

 
Wildberry Telefoni Internet